Информационный материал по общественному обсуждению законопроектов «О Всебелорусском народном собрании» и «Об изменении Избирательного кодекса Республики Беларусь»

Беларусь за годы независимости создала уникальную модель политического устройства. В нашей стране есть традиционные для демократических государств институты власти, а сама власть по общепринятым канонам разделена на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Наше национальное законодательство соответствует международным правовым актам. Но одновременно с этим в Беларуси выведен на совершенно новый уровень принцип народовластия. Аналогов правового регулирования порядка формирования и деятельности высшего представительного органа, каким будет ВНС, в международной практике нет. Это наш уникальный национальный правовой опыт, имеющий при этом исторический прообраз - народное вече. Уходящую в глубину веков традицию народного вече в середине 1990-х решили адаптировать к современным требованиям. Так возникла и реализовалась идея Всебелорусского народного собрания. 

30 июня 2022 г. депутаты на заключительном заседании восьмой сессии Палаты представителей Национального собрания седьмого созыва приняли в первом чтении законопроект "Об изменении Закона Республики Беларусь «О Всебелорусском национальном собрании Республики Беларусь».

При подготовке законопроекта о ВНС решались три основные задачи:

Первая - закрепить такой механизм формирования ВНС, который обеспечивал бы, с одной стороны, авторитет, профессионализм и эффективность работы делегатов ВНС, с другой - легитимность собрания, то есть признание обществом принимаемых собранием решений за счет представительства делегатов от всех ветвей власти, от местных советов депутатов, от гражданского общества.

Порядок избрания делегатов от местных советов депутатов и гражданского общества должен быть максимально простым - исключены сложные многоступенчатые процедуры, чтобы лишний раз не вовлекать ЦИК и суды в рассмотрение жалоб. Еще на стадии работы Конституционной комиссии был определен подход - не превращать формирование ВНС в еще одну электоральную кампанию.

Вторая задача - определить порядок реализации конкретных конституционных полномочий ВНС, установив именно в законе рассмотрение судьбоносных для страны решений.

Третья задача - сформировать компактную структуру органов ВНС, четко определить полномочия председателя, функции президиума, чтобы они не пересекались с компетенцией собрания и не подменяли его.

Как отметил Глава нашего государства на совещании, проводимом 20 октября 2022 года,  ВНС должно объединить делегатов от всех регионов и слоев населения, представителей власти и нашего общества. Вместе, толокой можно преодолеть любые препятствия, найти выход из самой сложной ситуации. Собрание – опора и для народа, и для власти. Важно, чтобы непосредственно люди принимали решения, на которые потом будут опираться и государственные органы.

Рассмотрим основные аспекты, которые легли в основу данного законопроекта.

Срок полномочий ВНС определен на 5 лет  (ранее был 4 года) со дня первого заседания и до дня первого заседания ВНС нового созыва. ВНС созывается на первое заседание Центральной избирательной комиссией (ЦИК) не позднее 60 дней после выборов депутатов в единый день голосования.

Справочно.

Единый день голосования – 25 февраля 2024 г.

Первое заседание ВНС – 25 апреля 2024 г.

Всего ВНС будет представлено в составе 1 200 человек, как предусмотрено Конституцией, и будет выражать интересы всего белорусского общества.

Наверное самый распространенный вопрос у населения, это какую заработную плату будет получать делегат ВНС и сколько затрат понесут налогоплательщики? Никаких материальных благ члены ВНС получать не могут, они будут осуществлять свою деятельность на общественных началах. На время исполнения своих обязанностей на ВНС делегаты будут освобождены от исполнения обязанностей по основному месту работы с сохранением заработной платы, но не более того.

В этом смысле ВНС – это не затратный для государственного бюджета орган.

Законопроектом закрепляется, что делегатами ВНС  (кроме Президента Республики Беларусь, Президента Республики Беларусь, прекратившего исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки) являются  следующие  представители:

Первый блок, это так называемые «делегаты по должности», представители:

законодательной власти – депутаты Палаты представителей (110) и члены Совета Республики (64) – всего 174 делегата;

исполнительной власти – Премьер-министр Республики Беларусь (1), его заместители (5) и другие члены Правительства (37), а также председатели областных, Минского городского исполкомов (7), горрайисполкомов (городов областного подчинения) (128) – всего 178 делегатов;

судебной власти – Председатель, заместитель Председателя и судьи Конституционного Суда (12), Председатель, заместители Председателя и судьи Верховного Суда (76) – всего 88 делегатов;

Второй блок – депутатский корпус, представители:

местных Советов депутатов – депутаты местных Советов депутатов от каждой области, которые будут избираться областными Советами депутатов в порядке, установленном регламентами местных Советов депутатов,  из числа депутатов местных Советов депутатов областного, базового и первичного уровней нового созыва, а также все депутаты (в настоящее время 57 человек) Минского городского Совета депутатов. Нормы представительства от местных Советов депутатов будут определяться ЦИК исходя из численности избирателей, проживающих на территории соответствующей области (от Могилевской области предполагается около 50 делегатов). Предельная численность делегатов ВНС от местных Советов депутатов – 350;

Третий блок – общественность, представители гражданского общества, которые будут избираться высшими органами субъектов гражданского общества из числа своих членов, а если простым языком, то членов общественных объединений и политических партий. Их предельная численность – 400, будет определяться Центризбиркомом. Важно то, что это неравнодушные граждане, активисты общественных объединений, которые имеют свое видение относительно того, как развиваться государству, гражданскому обществу.

Ряд новелл касается перераспределения полномочий между Президентом, Национальным собранием и Всебелорусским народным собранием: Всебелорусское народное собрание уполномочено Конституцией на принятие программ развития государства, Концепции национальной безопасности и др. Эти функции уходят от парламента к Всебелорусскому народному собранию.

Полномочия ВНС  определены согласно статье 893 Конституции, в том числе ВНС утверждает основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину, концепцию национальной безопасности, рассматривает вопросы о легитимности выборов, введения на территории Республики Беларусь чрезвычайного или военного положения, о возможности направления военнослужащих, сотрудников военизированных организаций, иных лиц за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности, обладает правом законодательной инициативы (полномочия ВНС более детально раскрыты в  отдельных статьях). В частности, статьей 18 проекта определен порядок принятия ВНС решения о смещении с должности Президента в случае систематического или грубого нарушения им Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления. Расследование обвинения организуется ВНС путем создания специальной комиссии из числа делегатов ВНС. При этом Конституционный Суд должен дать заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Конституции.

Заседания ВНС проводятся не реже одного раза в год, кворум – 2/3 от полного состава, на которых принимаются решения большинством от полного состава ВНС путем тайного или открытого голосования. Решения ВНС подлежат немедленному официальному опубликованию.

К органам  ВНС будут относится:

Председатель ВНС и его заместители;

Президиум ВНС;

Секретариат ВНС.

Председатель ВНС и его заместители избираются ВНС на его первом заседании тайным голосованием из состава делегатов ВНС, осуществляют свои полномочия на профессиональной основе.

Президиум ВНС (предельная численность – 15 человек) является постоянно действующим коллегиальным органом ВНС, обеспечивает оперативное решение вопросов, входящих в компетенцию ВНС. Его членами являются председатель и заместители председателя ВНС, а также иные члены, избираемые ВНС на его первом заседании тайным голосованием из состава делегатов ВНС. Компетенция Президиума ВНС определена статьей 32 проекта. Его заседания проводятся не реже одного раза в 6 месяцев, на которых он принимает постановления большинством голосов от своего полного состава (кворум – 2/3 от полного состава). При Президиуме ВНС могут создаваться различные формирования на общественных началах в порядке, определенном Регламентом ВНС.

Секретариат ВНС – это рабочий орган ВНС, который будет являться юридическим лицом и осуществлять свои полномочия даже по истечении срока полномочий ВНС. Его возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президиумом ВНС по представлению Председателя ВНС. Работники Секретариата ВНС являются государственными служащими (за исключением работников, осуществляющих обеспечение деятельности и техническое обслуживание). 

Права и обязанности делегатов ВНС определены статьей 35 проекта, статьей 36 – порядок прекращения их полномочий. Делегату ВНС выдаются удостоверение и нагрудный знак. Делегат ВНС принимает участие в его работе без отрыва от трудовой (служебной) деятельности. На время осуществления своих полномочий он освобождается от исполнения трудовых (служебных) обязанностей по месту основной работы.

По сути ВНС стало высшей степенью проявления народной демократии. Оно объединяет представителей всех регионов, слоев нашего общества, позволяет услышать голос большинства жителей Беларуси.

Важно, что решения ВНС будут обязательны для выполнения. Это существенно повысит их значимость и действенность.

Закон о ВНС должен быть принят до 15 марта 2023 года, когда истекает год с момента вступления в силу обновленной Конституции. Проект закона обсудили у Президента Республики Беларусь, и он поручил обсудить его с максимально широкими слоями населения, в трудовых коллективах, с общественными объединениями для того, чтобы получить обратную связь, какие-то предложения или фактические замечания. После этого рассмотрит Палата представителей, потом Совет Республики.

Но это не единственный законопроект, который в настоящее время выносится на общественное обсуждение.

Сейчас мы также рассмотрим основные изменения, вносимые в Избирательный кодекс Республики Беларусь.

Данным законопроектом с учетом предписаний статьи 64 Конституции уточняются положения Избирательного кодекса, касающиеся возрастных ограничений при осуществлении избирательных действий, действий по подготовке и проведению референдума.

Так, наблюдателями, членами инициативной группы, доверенными лицами кандидатов, членами комиссий и т.п. могут быть только граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет. Также инициатива о проведении референдума будет исходить только от граждан, достигших возраста 18 лет.

Согласно внесенным изменениям и дополнениям в Конституцию снято ограничение для участия в голосовании для лиц, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения содержание под стражей.

Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведения республиканских референдумов переименована в Центральную избирательную комиссию Республики Беларусь (ЦИК), уточнены ее полномочия, изменен порядок формирования ЦИК (избрание (освобождение от должности) Председателя и иных членов ЦИК отнесено к компетенции Всебелорусского народного собрания (по предложению Президента, предварительно согласованному с Президиумом ВНС).

Определен порядок избрания делегатов (ВНС) от местных Советов депутатов и гражданского общества:

1) от области делегаты ВНС будут избираться непосредственно самими областными Советами депутатов из числа депутатов местных Советов депутатов областного, базового и первичного уровней нового созыва. Выдвижение кандидатов будет осуществляться президиумами областных, районных, городских (в городах областного подчинения) Советов депутатов, председателями городских (в городах районного подчинения), поселковых и сельских Советов депутатов. Областной Совет депутатов будет утверждать единый список делегатов ВНС от области и представлять его в ЦИК;

2) субъекты гражданского общества самостоятельно будут избирать делегатов ВНС из числа своих членов на заседаниях высших органов.

Согласно части второй статьи 67 Конституции выборы депутатов проводятся в единый день голосования в последнее воскресенье февраля, в 2024 году это 25 февраля.

В этой связи предусмотрены изменение системы избирательных комиссий при проведении выборов депутатов, количественного состава избирательных комиссий и порядка образования избирательных округов.

Так, в границы округов по выборам депутатов Палаты представителей включены округа по выборам депутатов областных Советов депутатов. При этом увеличено отклонение числа избирателей в округе по выборам в областной, Минский городской Совет депутатов от средней численности избирателей с 10-процентного до 20-процентного. Данная мера позволит сократить количество образуемых комиссий (более чем на 350) за счет упразднения окружных (районных в г.Минске) комиссий по выборам депутатов областных, Минского городского Советов депутатов.

С учетом того, что избрание членов Совета Республики будет осуществляться вновь избранным в единый день голосования составом местных Советов депутатов, скорректированы нормы Кодекса в части сроков проведения избрания членов Совета Республики.

ВНС, в число делегатов которого входят члены Совета Республики как представители законодательной власти, созывается на первое заседание не позднее 60 дней после выборов депутатов в единый день голосования (статья 892 Конституции). Поэтому выборы членов Совета Республики и начало его работы будет осуществлено в период между единым днем голосования и проведением первого заседания ВНС.

Планируемое количество избирательных округов по Могилевской области:

членов Совета Республики  – 8;

по выборам в Палату представителей – 13;

по выборам в Могилевский областной Совет депутатов – 52.

Исключен порог явки избирателей для признания выборов в Палату представителей состоявшимися, в том числе и при проведении повторных выборов.

Предлагается установить, что количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата в депутаты местного Совета депутатов в избирательном округе, составит один процент от числа избирателей, проживающих на территории соответствующего избирательного округа, но не менее 10 подписей (статья 65 Кодекса).

Списки граждан, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, будут составляться исходя из данных о регистрации граждан по месту жительства или месту пребывания, полученных из государственной информационной системы ”Регистр населения“.

Из Кодекса исключены нормы об образовании участков для голосования за рубежом.

С учетом обновленной Конституции уточнена часть первая статьи 57 Кодекса в части увеличения минимального возраста, по достижении которого гражданин может быть избран Президентом, ценза оседлости, установления недопустимости наличия у лица, претендующего на должность Президента, документов иностранного государства, дающих право на льготы и другие преимущества. Кроме того, данная статья дополнена нормой о том, что одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков.

Статья 59 Кодекса дополнена положением о том, что депутат Палаты представителей не может быть членом Правительства.

Закреплены дополнительные требования, предъявляемые к кандидатам в депутаты Палаты представителей, местного Совета депутатов, в члены Совета Республики, в делегаты ВНС от местных Советов депутатов и гражданского общества, по аналогии с нормами Закона Республики Беларусь от 1 июня 2022 г. № 175-З ”О государственной службе“, вступившими в силу с 1 сентября 2022 г. Так, эти лица не вправе будут иметь документы иностранных государств, предоставляющие права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью, а также гражданство (подданство) другого государства, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь. Исключение будут составлять случаи, когда депутатом местного Совета депутатов будет выдвигаться гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Республике Беларусь, на основании статьи 58 Кодекса.

Закреплены нормы о том, что заключение Конституционного Суда о неконституционности проведения выборов, решение ВНС о нелегитимности выборов будут являться основаниями для признания ЦИК выборов недействительными и отмены ранее принятого решения об их итогах.

Таким образом, это те основные моменты, которые выносятся на общественное обсуждение.

Проекты законов «Об изменении Избирательного кодекса Республики Беларусь» и «О Всебелорусском народном собрании» сегодня вынесены на общественное обсуждение и размещены в специальной теме на Правовом форуме Беларуси (forumpravo.by). Организатор общественного обсуждения по первому законопроекту - Национальный центр законодательства и правовых исследований, по второму - Палата представителей.

Предложения по содержанию этих законопроектов можно внести непосредственно на Правовом форуме. Кроме того, предложения можно высылать и на сайт Палаты представителей.

Внести свое предложения по двум законопроектам может абсолютно каждый. Это может быть юридическое лицо, гражданин, профессиональный юрист, то есть ветка форума открыта для каждого. Любой желающий может высказать свои соображения. Причем они могут иметь как профессиональный характер и высказываться по содержанию конкретной нормы проекта, так и носить более общий характер.